Патент на признание

У этого изобретения помимо технической уникальности есть еще жизненная: его автора в свое время не оценили немцы и тем самым создали себе неожиданного конкурента – наполовину немца по национальности.

Яков Калугин на фоне своих воздухонагревателей / Вадим Осипов

Екатерина Фоминых

Тридцать процентов российского чугуна и десять мирового производятся с помощью уникального бесшахтного воздухонагревателя Калугина (ВНК). Российский ученый-металлург доктор технических наук Яков Калугин, 160 воздухонагревателей которого эксплуатируются в России, на Украине, в Казахстане, Китае, Индии, Японии, Сирии, Индонезии и строятся в Турции и Бразилии, неожиданно ушел из жизни в ноябре 2012 года. Произошло это в Китае, куда он вылетел для борьбы за очередной контракт. Он не дожил до выхода книги о нем, оставив десять часов диктофонных записей. Книга публициста Натальи Паэгле вышла в феврале в Екатеринбурге.

Яков, он же Ян

Яков Калугин родился в 1937 году в небольшом селе Киевка Карагандинской области Казахстана в семье военного хирурга Прокопия Калугина и учительницы Екатерины Шель. Вскоре начинается война, а он – сын немки и офицера Красной армии. Пока отец находится на фронте, Яков, уже именуемый на немецкий лад Яном, живет в селе Березовка, недалеко от Петропавловска, в ссылке с бабушкой-немкой, перенимая от нее язык, традиции и культуру.

Бабушка, Марианна Филипповна, отличавшаяся образованностью и нестандартностью мышления, однажды удивила односельчан и даже вызвала к себе их сочувствие тем, что продала корову и на эти деньги купила пианино для младшей сестры Якова – Флоры. Она таким образом воплотила свою давнюю мечту о фисгармонии, поразившей ее детское воображение в немецкой школе, в которой она училась в Мелитополе. Бабушку в деревне уважали за ум и мудрость. Там жили в основном немцы, и она выполняла обязанности лютеранского священника: к ней в дом приходили послушать проповедь.

Детство в Казахстане было голодным. Осенью мечтали дожить до начала весны, когда вороны откладывают яйца. Ян как добытчик старался принести полную шапку яиц, чтобы накормить семью. Еще они вместе с бабушкой делали тошнотики: найдешь картошину в мерзлой земле, перетрешь, зальешь водой, она настоится, и из полученного крахмала делаешь лепешки. Лепили их прямо на горячую печь и, дав им только чуть-чуть подрумяниться, ели.

Поначалу в деревне среди немецких пацанов, у которых отцы были в трудармии, Ян считался чужим – у него отец русский, да еще и на фронте. Но он быстро стал своим. Ян одинаково хорошо говорил по-русски и по-немецки, отважно дрался с деревенскими мальчишками и уже тогда испытывал неимоверное пристрастие ко всякому работающему механизму.

Когда закончилась война, с фронта приехал отец, бравый офицер. Семья отправилась с ним в военный гарнизон, где лучше было забыть немецкий язык и скрывать свои немецкие корни.
В дальнейшем национальность матери сделала Калугина невыездным на многие годы. Что сильно мешало ему как ученому, для которого важны международные контакты.

Калугинские «бутылки»

Связи с Казахстаном Яков Калугин не терял. Работая во Всесоюзном НИИ металлургической теплотехники (ВНИИМТ) в Свердловске, он ездил в командировки на один из самых больших комбинатов в СССР – Карагандинский металлургический. И, конечно, даже представить не мог, что спустя несколько десятилетий в качестве генерального директора собственной компании приедет сюда обсуждать и подписывать контракт с представителями одной из самых крупных в мире корпораций «АрселорМиттал», выкупившей в 90-е годы комбинат.

ЗАО «Калугин» – компания, которая разрабатывает и вводит в эксплуатацию доменные воздухонагреватели и горелочные устройства, – было организовано Яковом Прокопьевичем в 2000 году. А первый бесшахтный воздухонагреватель Калугина появился еще в 1982-м на Нижнетагильском металлургическом комбинате.

Доменные воздухонагреватели – это сооружения высотой с многоэтажный дом. Из-за формы их называют калугинскими «бутылками». Еще во ВНИИМТе Калугин разрабатывает способы борьбы с пульсацией горения, которая препятствовала росту температуры нагрева дутья, определяющей эффективность доменного производства. Кроме того, впервые в СССР он создает керамические горелки для доменных воздухонагревателей, которые позволили поднять температуру горячего дутья. Но самым важным его изобретением стало ВНК.

В 90-е годы жизнь меняется, мать и сестра Якова Калугина уезжают в Германию. Полунемецкое происхождение Калугина, которое он скрывал в советское время, вдруг дает ему надежду реализовать себя в Германии. Он тоже хочет переехать и представляет свое изобретение одной немецкой компании. А немцы изобретение почему-то не оценили, посчитав автора странным русским.

Доменное производство – одна из самых консервативных отраслей металлургической промышленности. Нововведений доменщики не любят, так как знают цену авариям. И прорваться в этой сфере трудно. Но Калугин прорвался на рынок, давно занятый немцами, и занял часть его. Как будто он брал реванш за то непризнание, соперничая в своем деле не с кем-нибудь, а именно с немцами.

Сотрудничая с «Северсталью», он как-то оказался в Череповце за конкурсным столом, где разыгрывался тендер, с представителями немецкой компании из Майнца. Именно у этой компании он не нашел понимания в 1999 году. Тендер Калугин выиграл. Немцы не замедлили поздравить его с заслуженной победой и тут же пригласили в их фирму. «У нас есть для вас интересные предложения. Мы сейчас заняты перспективными разработками», – пояснили они. «Благодарю, – ответил Яков Прокопьевич, – у моей фирмы тоже очень много перспективных направлений».

Книга «Яков Калугин» журналиста Натальи Паэгле и фотографа Вадима Осипова вышла в издательском доме «Сократ» в серии «Жизнь замечательных уральцев» (ЖЗУ), основанной по инициативе правительства Свердловской области.

 
Подписаться на Московскую немецкую газету

    e-mail (обязательно)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *