Не понял юмора

Ведущему на телеканале ZDF Яну Бёмерманну, скорее всего, придется отвечать перед судом за свое стихотворение о президенте Турции Реджепе Тайипе Эрдогане. Канцлер Ангела Меркель разрешила начать доследственную проверку в отношении юмориста. Две трети немцев с ее решением не согласны.

Ян Бёмерманн / ZDF

Глеб Казаков

Ян Бёмерманн – ведущий комедийной передачи Neo Magazin Royale на «второй кнопке» немецкого телевидения. Именно в ее эфире от 31 марта он зачитал на фоне турецкого флага стихотворение «Оскорбительная критика», содержащее крайне нелицеприятные высказывания в адрес президента Турции. Большинство из них – откровенные нецензурные оскорбления, вполне в духе знаменитого письма запорожцев османскому султану. Как отреагировал в XVII столетии на него турок, доподлинно неизвестно, зато весь мир увидел реакцию на памфлет нынешнего лидера Турции. Турецкие власти подали официальную жалобу с требованием привлечь Бёмерманна к ответственности, тем более что в немецком уголовном кодексе как раз нашелся подходящий параграф 103 «Оскорбление органов или представителей власти иностранных государств». Канцлер Ангела Меркель, проведя совещание с членами правительства, дала согласие немецкой стороны на начало судебного разбирательства. Впрочем, одновременно было высказано пожелание об отмене на будущее старого параграфа 103, не отвечающего современным общественным реалиям и напоминающего законы «об оскорблении Его королевского величества» времен абсолютизма.

Реакция немецкой общественности оказалась неоднозначной. С одной стороны, многие общественные деятели и политики заявили о недопустимости ограничения свободы слова и нападок на прессу. Критика обрушилась и на Ангелу Меркель. Так, лидер оппозиционного крыла в бундестаге Сара Вагенкнехт даже заявила, что бундсканцлер «поджала хвост перед турецким деспотом». Согласно опросу, результаты которого опубликованы в газете Bild, 66% немцев считают решение канцлера неверным. С другой стороны, стихотворение Бёмерманна действительно содержит оскорбления, за которые в Германии каждый гражданин имеет право подать в суд в защиту своей чести и достоинства. Где именно проходит тонкая грань между оскорблением и юмором, в законе, увы, не прописано.

Скандальное стихотворение появилось не на пустом месте, а стало реакцией на неадекватное поведение турецкого лидера, потребовавшего в марте запретить к показу довольно безобидный ролик немецкого канала NDR. Юмористическое видео, в котором не было прямых оскорблений, но была критика в адрес Эрдогана за преследование турецкой свободной прессы, национальных меньшинств, коррумпированность и мечты о возрождении османской империи.

С начала миграционного кризиса в Европе между Германией и Турцией в целом возросли взаимные недоверие и критика. История взаимоотношений немецкой сатиры с турецкими властями, однако, намного древнее. «Европейская традиция издания памфлетов антитурецкого содержания насчитывает несколько столетий, – рассказал «МНГ» старший научный сотрудник Института российской истории РАН Степан Шамин. – Ее начало можно отнести к  XV веку, когда после падения Константинополя в западном мире появляется представление о турецкой опасности. По мере расширения турецких завоеваний число памфлетов росло. Многие из них писались в форме вымышленных ответов-посланий османским владыкам. Турецким султанам при этом раздавались карикатурные титулы и приписывались всяческие злодеяния, вплоть до человеческих жертвоприношений. В России такие сочинения стали переводить в XVII столетии. На основе одного из памфлетов было написано известное полотно Ильи Репина „Запорожцы пишут письмо турецкому султану”».

Примечательно, что отношение немецкой прессы к Турции и России – двум сильным соседям на востоке, желающим быть частью Европы – во многом было и остается схожим. Как и Эрдоган, Владимир Путин часто оказывается объектом сатиры и критики в юмористических передачах, неоднократно изображался в карикатурном виде на Кёльнском карнавале. Однако позиция российского руководства по отношению к проделкам комиков оказывается более сдержанной и мудрой. Вместо подачи жалоб и возбуждения уголовных дел оно старается сатиру просто не замечать. Ведь запрещать что-либо к показу в век Интернета изначально является проигрышной стратегией. Несмотря на то, что канал ZDF удалил со своего сайта скандальное выступление Бёмерманна, само видео уже широко разошлось по сети, а весь поднятый вокруг инцидента шум совершенно точно не способствовал улучшению имиджа турецкого президента

Параграф

Оскорбление и наказание

Согласно параграфу 103 УК Яну Бёмерманну за нанесенные оскорбления грозит денежный штраф или даже тюремное заключение на срок до трех лет. Если будет доказано, что оскорбление содержало и клевету, срок может быть увеличен до пяти лет. Даже если вопрос об отмене параграфа 103 будет досрочно рассмотрен бундесратом, остается еще параграф 185 УК «Оскорбление против личности», по которому предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет.

 
Подписаться на Московскую немецкую газету

    e-mail (обязательно)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *